Геймплей. RPG

Рассматривать геймплей современных игр я буду на примере отдельных жанров, так как подобное разбиение на записи получилось наиболее удачным и удобным, при этом мысли не особо распыляются.

Сравнение RPG

Было-Стало. Кликабельно

В принципе у меня нету каких-то нелюбимых жанров и направлений, разве что различные казуальные игрушки из социальных сетей и браузерки недолюбливаю. Так что постараюсь охватить все серьёзные жанры, но начну я с моих любимых RPG

Этот жанр сложно как-то однозначно охарактеризовать, потому как в принципе к нему можно отнести любую игру, в который игрок может отыгрывать роль, в рамках того, что позволяет механика игры. У хорошей РПГ эти рамки должны быть широкими и должно быть много механизмов, позволяющих игроку как можно лучше «настроить» своё альтер-эго под желаемую роль. В качестве этих механизмов выступает система скиллов, статистик, перков и многих других «настроек», в качестве примера можно взять скажем S.P.E.C.I.A.L. из моего любимого Fallout. А учитывая, что подобные элементы можно прикрутить хоть к шутерам, хоть к гоночным симуляторам, да в общем в принципе к чему угодно, то этот жанр меньше других пострадал от отсутствия свежих идей. Я бы, конечно, назвал результаты таких экспериментов не РПГ, а %Название жанра взятого за основу% с элементами RPG, однако на той же Video Games Award, лучшей ролевой игрой стал именно шутер с элементами РПГ, так что будем опираться на признанную международным сообществом «классификацию». Тем временем эти самые RPG элементы уже прикрутили практически ко всему — даже мультиплеерные шутеры заимели себе систему уровней с прокачкой способностей, хотя конечно особо роли там не отыграешь.

Большинство RPG сейчас эксплуатируют всё те же старые наработки, движение идет в основном только в сторону упрощения, что можно наблюдать на примере того же Fallout, в котором влияние характеристик персонажа на боёвку ушло на второй план, да и влияние на геймплей в целом страдает. Иметь огромное количество умений максимального уровня — легко, поднять все характеристики до высоких значений — запросто, перк даёт возможность хоть 10 раз поднять, а этого более чем достаточно, для поднятия сколько-то важных характеристик. При создании билда можно конечно немного подумать и получить эффективный билд, но не обязательно, просто с рандомным билдом дольше будут вкачиваться основные характеристики. Да и напрягать мозг особо не надо — взять интеллекта побольше (но не максимум, в максимум добиваем имплантом и чем быстрее, тем будет лучше, но такая скоростная пробежка не заинтересовала), при первой возможности взять перк, дающий больше скилл поинтов на каждом уровне, а сами скиллы качать так, чтобы с журналом и одежкой с бонусом получалось нужное значение (а ещё книги есть, тут конечно идеально не подогнать, если не знать точно где книги и нужные шмотки). У меня конечно не идеально всё получилось, так как пару скиллов зачем-то качнул на 100, но все равно персонаж получился очень быстрым в развитии. За пару уровней сделал максимум разговора, потом подкачал науку и энергетическое оружие (так уж решил), затем взял взлом и практически весь контент стал мне доступен. Уже позже качнул медицину, выживание, огнестрелы, взрывчатку, скрытность и мог пройти все встречающиеся проверки на скиллы и имел доступ ко всему контенту, даже совершенно не критичные (скрытность вообще считай от нечего делать качал). В том же Fallout 2, к примеру, у меня в первое прохождение был жутко кривой билд и я пропустил много контента и в итоге перепроходил другим персонажем, билд которого был очень хорошо продуман. В итоге все равно что-то осталось мною не изучено, да и играл я за «белого и пушистого», поэтому и в пройденных заданиях не все разглядел, но «злодеев» отыгрывать мне не очень нравится, поэтому на этом ограничился.

Суть Dragon Age 2

Вся суть Dragon Age 2. Кликабельно.

Проблема современных RPG и заключается в том, что прокачка персонажа влияет на геймплей довольно слабо, плюс можно без особого труда и продумывания билда прокачать нужные показатели до требуемых значений. Раньше над распределением очков приходилось как следует подумать, а в некоторых играх (особенно MMORPG, их я рассмотрю отдельно, но все равно к RPG они отношение имеют) приходилось планировать прокачку и просчитывать варианты, в том числе на специальных программах-калькуляторах. Ещё забавляют различные маркеры и подсказки, вроде фраз в диалогах, у которых помечено, что они появились от наличия определенного навыка/характеристики, либо же там подписано, что для этой реплики требуется. При этом теряется, скажем так, «синхронизация» с нашим альтер-эго (как в Assassin’s Creed прям), при выборе ответа ориентируешься не на тот, который нравится, а на тот, который дается определенным навыком, так как он скорее всего оптимальный и принесет ещё и дополнительный опыт. К тому же это даёт возможность в следующий левел-ап прокачать требуемые характеристики, чтобы вернуться и сделать то, на что этого показателя не хватало. Маркеры на карте также не очень хороший ход, конечно их можно выключить, скажете вы, да и на то, какой вариант диалога идет от навыка можно не смотреть, но это уже не то, так как эти вещи должны быть изначально обрезаны и не искушать. Тем более учитывая, что я имею легкую склонность к манчкинизму и мне сложно не воспользоваться лишней возможностью максимально эффективно что-то сделать.

Боёвка нынешних RPG не многим лучше старых игр, то есть она тоже с них и взята по сути. Dragon Age хорош тактической паузой и довольно сложными боями, хоть это в принципе уже было в KOTOR, но по-крайней мере скопировали хорошо. Минусом правда являются большие затраты времени на бои, особенно если плохо подобрать команду и плохо раскачивать главного героя (лучник что-то совсем не впечатлил). Пошаговые бои, как в классических Fallout’ах, остались в основном в редком классе игр, которые ближе к тактическим симуляторам, чем к RPG. Шутероподобная боевая система уныла, так как до полноценного шутера не дотягивает и фишечек разных не хватает, всё совсем примитивно. Примитивно не значит просто, в плане силы противников, на высоких уровнях сложности с этим в порядке, но сам процесс слишком однообразный и скучный.

Сюжет конечно не совсем относится к геймплею, но по части сюжетов не буду лукавить — всё на уровне, бывают конечно вторичные, или наполненные штампами, но без этого сложно обойтись. Минусы по этой части в том, что сюжет подают прямолинейным и не особо балуют большим количеством вариантов его развития и обилием концовок. По части разнообразия концовок порадовал последний Fallout, да и нелинейность присутствует как в основном сюжете, так и в большом количестве побочных квестов. Диалоги обычно примитивные — выбор вариантов ответов очевиден (плюс подсказки, о которых я упоминал выше), хотя тут уже меняется все от игры к игре, так как в Fallout: New Vegas диалоги мне понравились, несмотря на обилие подсказок.

Да, я при этом «анализе» не расписывал дикое количество разных ролевых игр, но, на примере упомянутых мной видеоигр, тенденция во всем жанре видна очень хорошо. Игры упрощаются, чтобы расширить охватываемую целевую аудиторию по возрасту и интересам, а также по платформам, так как не секрет, что консоли приносят большую прибыль, потому что пиратство не так развито, как на ПК, но это значит, что нужно ориентироваться под геймпады и всё упрощать. В итоге возвращаемся к тому, что основная проблема — это жадность.

Эволюция Deus Ex

Смена целевой аудитории с развитием серии Deus Ex. Хотя насчет 3ей части я всё ещё питаю надежды.

Получилось очень много хорошего в адрес Fallout: New Vegas, но ничего не могу с собой поделать, так как это моя любимая вселенная, но, как я уже упоминал, минусы в этой игре также присутствуют: боёвка, упрощенная система развития персонажа, ну и устаревший движок, естественно. Просто ещё раз упомянул, чтобы не было похоже на сплошное фанбойство.

На этом пожалуй закончим c геймплеем в RPG, так как писать тут можно бесконечно, но тем не менее думаю ясность внес и мысли свои расписал. В случае чего комментируйте, я не против ещё немного порассуждать на эту тему.
Скоро будет запись, посвященная другому жанру, следите за обновлениями.

Ваш GN

You may also like...